Ifpu.noxenue J\bL K ocHoBHoft o6paronarerunofi uporpaMMe HaqaJrbHoro o6qero o6paronanun :1,'"::';ff PACCMOTPEHO I4 PEKOMEHAOBAHO K yrBepxAeHuro Ha 3ace AaIJ'r'II;I rle.[afofl,IqecKoro coBera 2024r. or (_30_ )) npororor _aBryta No I 24 r. Vqe6HHfi rrJra.H MyHuqnrraJrbHoro aBToHoMHoro o6uleo6pa3oBareJrbHoro yqpe4AeHnq (IIIKora I{b5>> r. EepesrurKrr IlepMcKoro Kpafl AJrr obyqarcrqrxcfl c orpaH[rreHHbrMrr BO3MO?r(HOCTfl Mn 3AOpOBbfl l-4-e KJraccbr na 2024-2025 y're6nrrfi roA f. Eepesnr,rxu,2024 Пояснительная записка Учебный план начального общего образования МАОУ «Школа № 5» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является составной частью организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся, периодичность их проведения. Цель учебного плана МАОУ «Школа №5» для обучающихся с ОВЗ - обеспечить стабильное функционирование внутришкольной системы образования в соответствии с ее целями и задачами, структурой и ориентацией на Программу развития школы. Учебный план на 2024-2025 для обучающихся с ОВЗ учебный год приведен в соответствии с федеральным учебным планом федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральным государственным образовательным стандартом. При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 13.07.2021г.). 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2022 г. ФЗ № 29883 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286». 5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 6. Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 г. № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, и среднего общего образования». 11. 12. 13. 14. 15. 16. Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования». Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением от 28.09.2020 г. № 28. Нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2. Устав образовательной организации. Основная образовательная программа начального общего образования, программа воспитания. Основными целями общеобразовательной организации являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Общеобразовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Общеобразовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Учебный год начинается 01 сентября 2024 года. Обучение осуществляется в две смены по адресу ул. 30 лет Победы, 38. Начало занятий 1-й смены не ранее 08 часов 00 минут, 2-й смены – в 14 часов 00 минут. В структурных подразделениях п. Железнодорожный и с. Романово обучение осуществляется в одну смену, начало занятий в 8 часов 30 минут. Учебный план ОУ для обучающихся с ОВЗ предусматривает работу 1-4 классов по пятидневной учебной неделе в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели для 1- классов, 34 учебные недели для 2-4 классов. Недельная нагрузка соответствует санитарным нормам: 21 час в 1- классах, 23 часа во 2-4 классах. – пятидневная. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня: для обучающихся 1 классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 классов не более 5 уроков; Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время занято целевыми прогулками, экскурсиями, театрализованными представлениями, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – 4 урока по 40 минут каждый; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в первой, середине третьей четверти. Учебный год делится на четверти, по итогам которых выставляются оценки во 2-4 классах за текущее освоение образовательных программ. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, предусмотренную Федеральным государственным образовательным стандартом, согласно которому количество учебных занятий на уровне начального общего образования за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям и составляет: Классы Максимальная нагрузка, часов 1 классы 21 2 классы 3 классы 4 классы 23 23 23 Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в 1 классах –1 час, во 2 и 3 классах – 1,5 часа, в 4 классах – 2 часа. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с гигиеническими нормативами. Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 г. № 556 «О внесении изменений в приложения № 1, №2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников». В 2024-2025 учебном году МАОУ «Школа № 5» в 1-4 классах реализует учебный план вариант 1, согласно Федеральной образовательной программе начального общего образования. Учебный план начального общего образования предполагает четырехлетний цикл начального обучения на основе учебников «Школа России». Реализация учебного плана на начальном уровне общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе: учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; универсальных учебных действий; познавательной мотивации и интересов обучающихся, их способности к сотрудничеству и совместной деятельности. Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение. основной образовательной программы начального общего образования 1-4-х классов Обязательная часть для 1-4-х классов представлена предметными областями: Русский язык и литературное чтение, учебные предметы - русский язык, литературное чтение. Иностранный язык, учебные предметы – иностранный язык (английский). Математика и информатика, учебный предмет – математика. Обществознание и естествознание, учебный предмет – окружающий мир. Искусство, учебные предметы – музыка и изобразительное искусство. Технология, учебный предмет – труд (технология). Физическая культура, учебный предмет – физическая культура. Основы религиозных культур и светской этики, учебный предмет – основы религиозных культу и светской этики. Учебные предметы представлены в полном объеме. В учебном плане 4 класса включена предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю. Выбор одного их учебных модулей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей). На основании решения родительского собрания, протокол № 1 от 21.04. 2024 года подтвержден выбор двух модулей: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений в 1-3х классах, направлена на усиление предмета «Физическая культура» с целью реализации потребности двигательной активности младших школьников (основание: протокол родительского собрания № 1 от 28.08.2024г.). В 4 классах третий час физической культуры реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы. При реализации общеобразовательных программ используется очная форма обучения, дистанционное обучение с использованием электронного обучения и дистанционных технологий при необходимости (карантин, временная нетрудоспособность и др.). В МАОУ «Школа № 5» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья осваивают стандарт начального общего образования в зависимости от уровня психофизического развития по адаптированным основным образовательным программам (вариант 5.1, 5.2, 7.1, 7.2). Для них разрабатывается и согласуется с законными представителями индивидуальный учебный план, который включает все обязательные предметы. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающегося с ОВЗ соответствует гигиеническим требованиям. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляет 5 лет, с обязательным введением 1 дополнительного класса. Обучающиеся с ОВЗ в МАОУ «Школа №5» способны освоить ООП НОО. Для них разрабатывается учебный план в соответствии с федеральными нормативными актами, равноценной по объему нагрузки, составу и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения. Продолжительность учебной недели – 5 дней. На основе заключений ППК для обучающихся с ОВЗ организуются занятия коррекционно-развивающей области (не менее 5 часов в неделю за счет часов внеурочной деятельности), включающие логопедическую ритмику – 2 часа, психокоррекционные занятия – 1 час, коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности – 2 часа, и являются обязательными для данной категории обучающихся. Потребность в двигательной активности обучающихся с ОВЗ реализуется за счет часов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Для обучающихся 1-2-х классов с ОВЗ по варианту 7.2 (пролонгированные сроки обучения), по заключению ППК оставленных на повторное обучение в 1-м классе. Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация проводится в 1-4-х классах в конце учебного года без прекращения образовательного процесса в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и решением Педагогического совета школы. Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля, диктант, контрольная работа, комплексная контрольная работа, контроль техники чтения, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы. Для обучающихся с ОВЗ (по индивидуальному плану) формой проведения промежуточной аттестации может быть итоговая оценка, выставленная как среднеарифметическая по результатам текущего контроля (четвертные оценки). Промежуточная аттестация обучающихся в 2024 – 2025учебном году начальное общее образование Класс 1 класс Учебный предмет 1.Русский язык Форма промежуточной аттестации Комплексная итоговая контрольная работа Периодичность проведения промежуточной аттестации В конце учебного года 2.Математика 3.Литературное чтение 4.Окружающий мир 5.Труд (технология) 6.ИЗО 7.Музыка 8.Физическая культура 2 класс 1.Русский язык 2.Математика 3.Окружающий мир 4.Литературное чтение 5.Труд (технология) 6.ИЗО 7.Музыка 8. Физическая культура Комплексная итоговая контрольная работа Комплексная итоговая контрольная работа Комплексная итоговая контрольная работа Творческий проект Творческий проект Творческий проект Сдача нормативов Контрольный В конце учебного диктант с года грамматическим заданием Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест, контроль техники чтения Творческий проект Творческий проект 9. Иностранный язык 3 класс 1.Русский язык 2.Математика 3.Окружающий мир 4.Литературное чтение 5.Труд (технология) 6.ИЗО 7.Музыка 8. Физическая культура 9. Иностранный язык 4 класс 1.Русский язык 2.Математика 3.Окружающий мир 4.Литература 5.Труд (технология) 6.ИЗО 7.Музыка 8. Физическая культура 9. ОРКСЭ 10. Иностранный язык Творческий проект Сдача нормативов Тест Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест, контроль техники чтения Творческий проект Творческий проект Творческий проект Сдача нормативов Тест Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест, контроль техники чтения Творческий проект Творческий проект Творческий проект Сдача нормативов Итоговый тест Тест В конце учебного года В конце учебного года Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 5» на 2024/2025 учебный год 1-4 классы для обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2) Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский язык) Математика 1р Классы/количество часов 2а,в 3г,д 4б,г,д, ж 5 5 5 5 4 4 4 4 4 Итого в неделю Итого за 4 года 20 16 675 540 2 2 2 6 204 4 4 4 16 540 Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура Всего часов: 2 2 2 2 8 270 1 1 34 1 1 1 1 4 135 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 4 4 10 135 135 270 20 22 22 23 87 2938 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по 1 1 1 3 выбору Физическая 1 1 1 3 Физическая культура культура 21 23 23 23 90 Всего в неделю Максимально допустимая недельная 21 23 23 23 90 нагрузка при 5-дневной неделе в соответствии с действующими санитарными нормами 33 34 34 34 135 Учебные недели 693 782 782 782 Всего учебных часов Коррекционные занятия (из часов внеурочной деятельности) 2 2 2 2 8 логопедическая ритмика 1 1 1 1 4 психокоррекционные занятия коррекция и развитие учебно2 2 2 2 8 познавательной деятельности 5 5 5 5 20 Итого: Директор: 101 101 3039 3039 270 135 270 675 В.Н.Новиков Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 5» на 2024/2025 учебный год 1-4 классы для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский язык) Математика Классы/количество часов 1р,1ж 2 3д 4в,д,р 5 5 5 5 4 4 4 4 4 Итого в неделю 20 16 Итого за 4 года 675 540 2 2 2 6 204 4 4 4 16 540 Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Окружающий мир 2 2 2 2 8 270 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура - - - 1 1 34 1 1 1 1 4 135 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 4 4 10 135 135 270 20 22 22 23 87 2938 Всего часов: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по 1 1 1 3 выбору Физическая 1 1 1 3 Физическая культура культура 21 23 23 23 90 Всего в неделю Максимально допустимая недельная 21 23 23 23 90 нагрузка при 5-дневной неделе в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Учебные недели 33 34 34 34 90 693 782 782 782 Всего учебных часов на учебный год 2 2 2 2 8 логопедическая ритмика 1 1 1 1 4 психокоррекционные занятия коррекция и развитие учебно2 2 2 2 8 познавательной деятельности 5 5 5 5 20 Итого: Директор: 101 101 3039 3039 270 135 270 675 В.Н.Новиков Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 5» на 2024/2025 учебный год 1-4 классы для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский язык) Классы/количество часов Итог ов 1 1 2 3б 4в,д,р недел дополни ю тельный 5 5 5 5 5 20 4 4 4 4 4 16 2 2 2 6 Итого за 5 лет 840 672 204 Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Математика 4 4 4 4 4 16 672 Окружающий мир 2 2 2 2 2 8 336 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура - - - - 1 1 34 1 1 1 1 1 4 168 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 4 4 10 168 168 336 20 20 22 22 23 87 2938 Всего часов: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по 1 1 1 1 4 134 выбору Физическая 1 1 1 1 4 134 Физическая культура культура 21 21 23 23 23 111 Всего в неделю Максимально допустимая недельная 21 21 23 23 23 111 3732 нагрузка при 5-дневной неделе в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Учебные недели 33 33 34 34 34 168 693 693 782 782 782 3732 Всего учебных часов на учебный год 2 2 2 2 2 10 336 логопедическая ритмика 1 1 1 1 1 5 168 психокоррекционные занятия коррекция и развитие учебно2 2 2 2 2 10 336 познавательной деятельности 5 5 5 5 5 25 840 Итого: Директор: В.Н.Новиков