Рабочая программа спецкурса Комплексный анализ текста 9 кл.

PACCMOTPEHO
14

Ile5)

PEKOMEHAOBAHO

ror)

K yTBepxAeHI'Irc
Ha 3ace.uaHl,Ipl IreAaforuqecKoro coBeTa

Ilpotoxon Nll
or <31> aBrycra 2023r.

PAEOTIAfl TTPOTPAMMA
CIIE IIKyP CA (KoMrr

Jr

eKcH bI fi

Knacc: 9 X

OnO yqurertf, -co craBLIreJIfl : Kycaruana f.E.
Konu.IecrBo qacoB B HeAeJIIo: 1 'rac
Konu.IecrBo rracoB B roA: 34 \aca

Eepesnurul ,2023

a H a JI

II3

reKcra)

Планируемые результаты освоения курса «Комплексный анализ текста»
Личностные:
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
 готовность к самостоятельной творческой деятельности;
 толерантное сознание и поведение в обществе;
 навыки сотрудничества со сверстниками;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
 умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
 умение ориентироваться в различных источниках информации;
 умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
 умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией
общения;
 владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
 сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства;
 способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
 свободное использование словарного запаса;
 сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
 владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных
сферах и ситуациях общения;
 владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции девятиклассников;
 научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы
компрессии текста;
 научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
 владеть формами обработки информации исходного текста;
 работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
 уметь работать с бланками экзаменационной работы;
 сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

1
Содержание курса «Комплексный анализ текста»
№
раздела
1

Культура речи

Количество
часов
2

2

Сжатое изложение

7

3

Сочинениерассуждение

8

4

Орфоэпия

1

5

Лексика

2

6

Словообразование.
Орфография.

2

7

Морфология

2

8

Синтаксис и
пунктуация.

8

итого

Название раздела

Содержание раздела
Адекватное понимание письменной речи. Работа с
текстом: работа с языковыми явлениями,
предъявленными в тексте
(языковой анализ текста).
Как готовиться к написанию сжатого изложения.
Компрессия текста. Выполнение тренировочных
упражнений. Составление плана. Практическая работа.
Отработка навыков написания сжатого изложения.
Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 9.1.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише.
Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в
сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.
Практикум. Практическая работа. Отработка навыков
написания сочинения-рассуждения. Сочинение 9.2.
Структура сочинения. Практическая работа. Отработка
навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение
9.3. Сходство и различие в структуре. Практическая
работа. Отработка навыков написания сочинениярассуждения.
Особенности формирования произносительной
литературной нормы. Орфоэпия как совокупность
правил произношения. Основные фонетические законы
гласных и согласных современного русского
литературного языка. Источники отклонений от
литературной нормы. Степени нормативности системы
литературного произношения. Понятие ударения.
Особенности его проявления в русском языке.
Языковые требования к постановке ударения в русских
словах в зависимости от частеречной принадлежности.
Акцентологический минимум.
Лексика как системная организация языка. Лексические
нормы как правила употребления слов в языке.
Нарушения лексических норм.
Практическая часть: «Средства выразительности речи».
Словообразовательная система русского языка.
Словообразовательная норма как система правил
построения слов в языке. Понятие окказиональной
нормы в словообразовании
Правила согласования, образования и употребления
форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов
Сложное предложение. Основные виды сложных
предложений. Основные группы сложносочиненных
предложений по значению и союзам. Знаки препинания
в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение
СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.
Сложные предложения с различными видами связи.

32

2

Знакомство с КИМ по русскому языку
Разбор ким по предмету: структура, виды проверки, баллы за работу.
Сжатое изложение – правила и способы написания
 Понятие сжатого изложения. Способы сжатия текста. Разбор каждого из приемов
сжатия. Написание сжатого изложения и критерии его оценки. умение точно
определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;






умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.

Тест как один из видов контроля
Структура теста в ким по предмету. Разбор тем, проверяемых в тесте, проработка каждой
из тем, повторение. Практикум по тестовой части.
Сочинение-рассуждение – правила написания и нормы речи
Виды сочинений в ким. Разбор каждого вида сочинения. Речевые нормы.
Лингвистические темы в ким. Сочинение по данной цитате. Сочинение – рассуждение.
Практикум написания сочинения. Умение строить собственное высказывание в
соответствии с типом речи рассуждение, умение аргументировать положения творческой
работы, используя прочитанный текст. Умение отстаивать свои позиции уважительно
относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит
показателем культуры, рационального сознания вообще.

3
Тематическое планирование с указанием количества часов
№

Тема

1

Язык и речь.

2

Языковая норма как
историческая категория.

3

Понятие нормы в
современной лингвистике.

4

Формирование норм
литературного языка.
Признаки нормы.

5

Понятие вариантов норм.
Написание сжатого
изложения.

6

Эволюция языковых норм.
Сочинение как жанр
различных стилей речи

7

Типология норм. Ошибки
грамматические и речевые.

8
9

Качества хорошей речи.
Основные качества хорошей
речи. Общая характеристика.

10

Правильность как основа
хорошей речи.

Содержание
Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык”
и “речь” в современном языкознании».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое
изложение.Сжатое изложение как средство
переработки информации Приемы сжатия
текста. Отработка приема “исключение”.
Овладение приемом исключения неглавной
информации из текста».
Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как
системы правил». «Становление и развитие
древнерусского языка, этапы его
существования». Практическая часть: «Задание
1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема “упрощение”. Овладение
приемом упрощения текста».
Лекция учителя: «Зарождение нормы в
языке».«Изменчивостьнормы».Практическая
часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы
сжатия текста. Отработка приема “обобщение”.
Овладение приемом обобщения».
Лекция учителя: «Норма - одна из
составляющих национальной культуры».
Практическая часть: «Задание 1. Выбор приемов
сжатия. Овладение умением осуществлять
выбор приемов сжатия».
Лекция учителя: «Императивные (обязательные)
и диспозитивные (вариантные) нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Написание
сжатого изложения по незнакомым текстам».
Лекция учителя: «Первый закон экономии
языковых средств». «Второй закон языковых
средств – закон аналогии или унификации
(уподобления)».
Практическая часть: «Задание 9.1,9.2,9.3.
Критерии оценки заданий. Структура
сочинения».
Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы
– основное условие хорошей речи».
Практические упражнения «Поразмышляем
вместе». Задание 9.1,9.2,9.3

Учимся формулировать тезис.
Лекция учителя: «Понятие речи. Общая
характеристика. Особенности». Практическая
часть: «Задание 9.1,9.2,9.3. Учимся
аргументировать».
Семинар на тему: «Правильность, чистота,
богатство, содержательность, точность,
логичность, выразительность, уместность основные качества хорошей речи».

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

11

Содержательность хорошей
речи.

12

Выразительность и гибкость
хорошей речи Уместность и
доступность хорошей речи.

13

Точность речи.

1415

Техника речи. Понятие
техники речи в современной
лингвистике.

16

Орфоэпические нормы.
Тексты разных стилей.

17

Лексика. Лексические
нормы.

18

Акцентологические нормы.

19

Словообразовательные
нормы. Орфография

Практическая часть: «Задание 9.1,9.2,9.3 Учимся
писать вывод сочинения на лингвистическую
тему (15.2)».
Лекция учителя: «Виды правильности речи.
Окказиональность «как особая правильность» в
художественном тексте». Практическая часть:
«Отработка навыка написания сочинения на
лингвистическую тему (9.2)».
Викторина: «Богатство речи и способы
проявления языкового богатства. Синонимы,
метафора, метонимия, синекдоха как
лексические средства богатства речи».
Практическая часть «Синонимы.».Отработка
навыка написания сочинения на понимание
фразы (9.3)
Лабораторная работа: «Фактические ошибки
Речевые и грамматические ошибки. Поиск и
исправление недочетов».Тестирование в
формате ОГЭ (изложение, сочинение)
Практикум: «Дыхание как основа звучащей
речи. Виды дыхания. Этапы тренировки
фонационного дыхания. Голос. Его основные
качества. Система работы над голосом. Дикция
как обязательный компонент техники речи.
Система работы над дикцией. Интонация.
Основные компоненты интонации. Система
работы над интонационно-мелодической
структурой высказывания».
Лекция учителя: «Становление орфоэпической
нормы. Особенности формирования
произносительной литературной нормы.
Орфоэпия как совокупность правил
произношения. Основные фонетические законы
гласных и согласных современного русского
литературного языка. Источники отклонений от
литературной нормы. Степени нормативности
системы литературного произношения».
Практическая часть: «Понимание текста.
Отработка Задания ».
Лекция учителя: «Лексика как системная
организация языка. Лексические нормы как
правила употребления слов в языке. Нарушения
лексических норм».
Практическая часть: «Средства выразительности
речи. Отработка Задания »
Лекция учителя: «Понятие ударения.
Особенности его проявления в русском языке.
Языковые требования к постановке ударения в
русских словах в зависимости от частеречной
принадлежности. Акцентологический
минимум».
Практическая часть: «Поразмышляем вместе».
Лекция учителя: «Словообразовательная
система русского языка. Словообразовательная
норма как система правил построения слов в
языке. Понятие окказиональной нормы в
словообразовании». Практическая часть:
«Правописание приставок. Отработка задания
Задания »

1

1

1

2

1

1

1

1

2021

Морфологические нормы и
их особенности.

22

Синтаксис и пунктуация.
Синтаксические нормы и их
особенности.

23

Речевые ошибки при
употреблении
синтаксических средств
языка.

24

Употребление обособленных
определений и обстоятельств
в речи.
Употребление вводных слов,
обращений и междометий в
речи.
Употребление знаков
препинания в
сложносочиненных,
сложноподчиненных
предложениях.
Многокомпонентные
синтаксические конструкции
и знаки препинания в них.
Употребление знаков
препинания в бессоюзных
сложных предложениях.
Синтаксический минимум.

25

26

27

28

29
30
31

32

Функциональные стили.
Стилистические нормы.
Функционально-смысловые
типы речи.
Правописные
(орфографические и
пунктуационные) нормы.

Практикум: «Правила согласования,
образования и употребления форм рода. Числа и
падежа. Правописание суффиксов. Отработка
Задания 5» Лекция учителя: «Морфологический
минимум». Практическая часть: «Правописание
Н – НН в различных частях речи».
Проектная работа – презентация
«Словосочетание. Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание)».
Практикум: «Нарушения норм согласования и
управления. Отработка Задания»
Семинар: «Грамматическая основа
предложения. Нарушения порядка следования
слов, употребления однородных членов в
простом предложении, причастных и
деепричастных оборотов, частей
сложносочиненного и сложноподчиненного
предложения, смешение прямой и косвенной
речи». Практическая часть: «Отработка Задания
».
Проект – презентация «Обособленные члены
предложения. Отработка Задания »

2

Игра-разминка.
Практикум: «Знаки препинания в простом
осложненном предложении. Задание ».
Семинар: «Знаки препинания в
сложносочиненном предложении,
сложноподчиненном
предложении».Практическая часть: «Отработка
Задания ».
Лекция учителя: «Сложные предложения с
различными видами связи»Практическая часть:
«Отработка Задания ».
Синтаксическая викторина «Побудь
управленцем!» Практикум: «Сложные
бессоюзные предложения. Отработка Задания »
Игра «Ты эксперт».Практикум: «Выполнение
тестовых заданий».
Лекция учителя «Функциональные стили».
Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
Проект-презентация по теме «Типы речи в
нашей языковой практике».
Практикум: «Выполнение заданий
«Поразмышляем вместе».
Лекция учителя: «Орфографическая и
пунктуационная грамотность как неотъемлемая
часть речевой культуры. Орфография как раздел
лингвистики. Основные принципы русской
орфографии. Правила русской орфографии.
Пунктуация как система постановки знаков
препинания. Интонационно-мелодические
законы русской речи. Правила русской
пунктуации».

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».