PACCMOTPEHO rr PEKOMEHAOBAHO K yrBepxAeHzro Ha 3acenaHr.rlr o'. f '"i:(* leAaIOII4rrecKOIO COBeTa or31 anrycra2023r. Il! I nporoxon a2 .. :X-l: # " 'r'l IIporpaMMa (PA3BI4TWE) r. EeperunKr, 2023 Пояснительная записка. « Школа будущего первоклассника» является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе « детский сад – начальная школа». Её появление и функционирование – результат социального заказа общества. Он определяется, с одной стороны, высокими потребностями родителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей, с другой стороны – необходимостью обеспечения школы контингентом учащихся, которые смогут в дальнейшем успешно в ней обучаться. Главная цель - помочь шестилетним детям « примерить» на себя образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школьным условиям, снять психологический барьер при попадании в новую, непривычную обстановку. Реализация этой цели требует выполнения определённых задач: целенаправленно развивать познавательные психические процессы (восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, волю, эмоции); развивать познавательную деятельность ребенка (активность, произвольность, самостоятельность, темп деятельности и умение контролировать ее результаты); развивать индивидуальные умственные и креативные способности детей; развивать активную (речеговорение) и пассивную (речепонимание) речь дошкольников: расширять активный словарный запас, развивать умения правильно употреблять грамматические формы, совершенствовать фонематический слух, различать особенности звукового состава русского языка; развивать координацию движений детей, мелкой моторики кисти рук как одно из средств, влияющих на рост интеллектуальных способностей ребенка; облегчить процесс адаптации ребенка в школе, оказать помощь родителям в подготовке его к обучению в первом классе; изучить и объективно определить степень готовности ребенка к школьному обучению. При составлении программы выдержаны требования согласно возрастным особенностям будущего первоклассника. Для организации занятий комплектуются группы не более 20 человек. Курс обучения рассчитан на 20-24 недели: 1 раз в неделю по 3 занятия продолжительностью 20 – 25 мин. Главным условием проведения занятий является : - создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса; - развертывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности. Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и целенаправленно готовит к усвоению программы начальной школы. Содержание программы включает: 1. Развивающие игры; 2. Развитие коммуникативных навыков и общих способностей к учению; 3. Развитие мелкой моторики. Развивающие игры. Пояснительная записка. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности. Современное обучение, в том числе и в дошкольный период, должно целенаправленно развивать у детей интеллектуальные способности. Такое обучение расширяет познавательные ресурсы ребенка и способствует комфортности процесса учения. Значит нужно вести целенаправленную работу по развитию познавательных (мыслительных) процессов. Ученые-психологи выделяют следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Все эти шесть операций находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переходя одна в другую. Так понятие формируется на основе обобщения существенных признаков. Для выделения существенных признаков нужно абстрагироваться от несущественных. Для выделения признаков нужно провести анализ, сравнить или сопоставить выделенные свойства или признаки, затем осуществить обратную операцию – синтез и, если возможно, классифицировать, то есть отнести предмет или явление к определенной группе таких же предметов и явлений. Умение моделировать развивается на игре «Сложи квадрат» (далее СК). В игре используются до 20 упражнений, расположенных в порядке повышения степени трудности. Для целенаправленного интеллектуального развития дошкольников в «Школе будущего первоклассника» организуются специальные занятия - развивающие игры (на развитие мыслительных операций). Программа. Совершенствование восприятия и наглядно-действенного, нагляднообразного мышления, элементы словесно-логического мышления. Формирование алгоритма анализа. Алгоритм сравнения на основе зрительного восприятия объекта. Приемы классификации. Анализ на основе слухового восприятия объектов. Операции анализа и сравнения на уровне представлений. Установление причинно-следственных связей. Понятие закономерности. Приемы нахождения и продолжения закономерностей с одним изменяющимся признаком, с двумя меняющимися признаками. Составление закономерностей различного вида. Обучение приемам объединения предметов и явлений в группы по существенному признаку (элементы обобщения). Понятие признака, существенного признака. Обучение элементам моделирования. Составление моделей звуковых явлений. Приемы работы с моделями различного вида. Пространственные и порядковые отношения. Способы учебной деятельности: принятие и удержание учебной задачи, элементы саморегуляции, алгоритм выполнения словесных инструкций взрослого. Развитие связной речи. Следует особо отметить, что развитие речи является основной, приоритетной задачей «Школы будущего первоклассника». Решение этой задачи осуществляется на всех занятиях и в общей сложности занимает основное время и место в обучении дошкольников. Например, при выполнении коррекционно-развивающих упражнений каждое мыслительное действие дети сопровождают речевыми комментариями: пояснением, доказательством, рассуждением, умозаключением. Занятия штриховкой должны обязательно завершаться изложением или созданием какого-либо текста о выполненном предмете (пересказ сказки об этом предмете, чтение наизусть стихотворения, придумывание сказочной истории, стихотворения и т.п.). Представленная ниже пояснительная записка касается только специальных занятий по развитию связной устной речи детей. Пояснительная записка. Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст. Звуки. В этом разделе совершенствуются умения дошкольников в звуковом анализе: различение гласных и согласных звуков, мягких и твердых, глухих и твердых согласных. Слово рассматривается в лексическом плане. Упражнения носят практический характер. В ходе развития речи дети осознают, что слова обозначают те или иные предметы или явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, могут быть употреблены в предложении и тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Расширяется и активизируется их словарный запас. Предложение. Дети учатся составлять предложения по сюжетной картинке, по серии картинок, по заданным теме, словосочетанию, опорным словам, учатся отличать предложение от словосочетания и группы слов, выделять предложение из потока речи. Связная речь. Самое главное направление работы – развитие русской устной речи детей. Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные упражнения, формируются умения в построении связного текста. Программа. Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, развития слуховой памяти. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии. Правильное произношение, различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ш-ж, п-б, с-ш, ть-ч и др Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря. Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значений. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых словназваний. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов, употребление омонимов (без использования терминов). Выработка умения пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектами, просторечиями). Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа. Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы учителя по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих и последующих изображенным. Составление простых рассказов о случаях из собственной жизни по аналогии, по сюжету или теме, предложенным учителем. Развернутое объяснение загадок и самостоятельное сочинение их, заучивание наизусть небольших стихотворений, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира с помощью целенаправленных упражнений (элементы ТРИЗ). Развитие мелкой моторики Письмо в первом классе вызывает значительные затруднения учащихся. Причиной тому – неподготовленность детского сознания и детской руки к процессу письма. Поэтому необходима определенная подготовка к письму букв, основная идея которой – подготовить к письму без письма системой специальных упражнений. Они снижают психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму в первом классе. Пояснительная записка. Для того, чтобы научиться писать красивые и аккуратные буквы и цифры, малыш должен уметь правильно держать ручку или карандаш, не слишком сильно напрягать пальцы, сосредоточиться на выполняемой работе. Поэтому обучение письму следует начинать с простых графических упражнений, таких как раскрашивание, обводка, штриховка. Хорошо помогают подготовить мелкую моторику пальцев к письму занятия с пластилином, игры со счётными палочками, бумагой и картоном, орехами, горошком, крупой, бусами и карандашами. Поэтому занятия по подготовке руки к письму включают в себя всевозможные средства по развитию мелкой мускулатуры. Особое место на занятиях подготовки руки к письму займут занятия по штриховке. За основу взята методика В. В. Полушкиной и Е.Н.Потаповой. Программы обеспечены методическим пособием «60 уроков подготовки руки к письму» и «Радость познания». Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Письмо по данной методике предполагает отработку основных двигательных элементов букв, то есть отрабатываются движения руки при письме. И в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево). Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. На первых занятиях, чтобы было понятно направление штриха, то есть откуда и куда надо рисовать, на одном из отрезков движение указывается стрелкой. Вначале для штриховки дети используют трафарет с геометрическими фигурами. После того, как ученики научатся хорошо обводить их, штриховать параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (с изображением предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют различные композиции. После освоения штриховки параллельными отрезками, дети выполняют ее волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Далее дети сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекала, по образцу учителя или самостоятельно составляют смысловые композиции. Штриховка – это не только укрепление руки. Штриховка должна стать частью эстетического воспитания – важно научить детей видеть и привыкнуть создавать красоту. Работа со штриховкой увлекает детей, доставляет удовольствие и не утомляет. Кроме этого, на занятиях решаются и другие задачи – развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса и развитие устной речи. Обведение по трафарету геометрических фигур, предметов помогает ребятам изображать предметы с натуры, не искажая пропорции и форму. Это подводит детей к пониманию симметрии, пропорции. Ребята проявляют изобретательность, моделируя, строя, конструируя предметы по представлению, по памяти. Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как есть возможность попутно работать над словом, составлять небольшие рассказы по теме, расширять знания детей об окружающем мире. Таким образом, на занятиях штриховкой основное внимание уделяется построению, штриховке и развитию речи, дети учатся мыслить и творить в процессе развития мускульной памяти. Программа. Подготовка руки к письму. Пальчиковая гимнастика. Работа с подручными материалами, развивающими моторику пальцев руки. Понятие о штрихе и штриховке, наклонной и прямой линиях. Обводка геометрических фигур, кривых линий по лекалу, по точкам, по заданному рисунку. Письмо отрезков сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не наоборот). Письмо наклонных штрихов сверху вниз и снизу вверх. Письмо круговыми движениями, овалами, полуовалами, петлями, волнистыми и зигзагообразными линиями. Правила выполнения штриховки: не сближать штрихи, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, их направление. Календарно-тематическое планирование занятий «Развивающие игры» на 2019/2020 учебный год №п/п Тема занятия: Игры на развитие памяти. 1. 2. Игры на развитие мышления. 3. Игры на развитие творческих способностей. 4. Игры на развитие разных видов внимания. 5. Игры на развитие устойчивого внимания. 6. Игры на внимание. 7. Графический диктант. 8. Игры на развитие воображения. Комбинирование. Пальчиковые игры. 9. 10. 11. 12. Игры на развитие пространственных представлений. Игра «хорошо – плохо». Игры на развитие наглядно – действенного и образно – логического мышления. Содержание занятия: Оценка долговременной и кратковременной памяти. Диагностика словеснологического мышления детей. Нахождение общих признаков, придумывание вариантов использования хорошо знакомого предмета, видоизменение. Упражнения на развитие способности к переключению внимания, на развитие концентрации внимания. Числовой ряд. Упражнения на развитие устойчивого внимания, на развитие объёма внимания. Знаки « >, <, =» Упражнения на развитие произвольного внимания. Упражнения на развитие и коррекции произвольной сферы. Развитие воображения и творческих способностей Придумывание и рисование предметов, используя геометрические фигуры. Понятия «правый», «левый», «в центре», « за» , « перед» и т. д. Видеть противоречивые свойства предметов, явлений. Развитие разных видов мышления. Методика «Нелепицы.» дата 13. Игры на сообразительность. 14. Развитие пространственного воображения. Танграмм Игры на развитие произвольного поведения. Игры на саморегуляцию и самоконтроль. Моделирование. Игра «Выбор по аналогии» (системное мышление). 15. 16. 17. Найти варианты возможно большего использования какого – либо предмета. Составление изображений по детализированной схеме. Игра «Да – нет». Понятие «задача» Методика «Палочки и крестики». Обучение установлению причинно-следственных связей. Формирование навыков работы с моделью. 18. Игры на логическое Обучение приемам мышление. Игра «Третий оставления простейших лишний». закономерностей. Обучение приемам объединения предметов и явлений в группы по существенным признакам (элементы обобщения). 19. Игры на клетчатой бумаге. 20-24 Обучение решению закономерностей с двумя меняющимися признаками. Развитие элементов обобщения. Игра «Заполни квадрат». Обобщающие игры. Что захотелось вспомнить? Закрепление. Диагностика Календарно-тематическое планирование занятий «Развитие связной речи» на 2019/2020 учебный год №п\п Тема занятия: Осень. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Овощи и фрукты. Содержание занятия: Составления алгоритма описания времени года. Составление предложений о времени года. Классификация. Игра «Положи в корзину..» Деревья. Оценка фонематического слуха. Составление схемы слов. Игра «Посели слово в свой домик» Животные. Закрепляем знания о диких и домашних животных. Игра «Чей детёныш?» , «Чей хвост?», «Чей домик?» Лесные происшествия зимой. Учим рассказыванию. Игра «Подбери предложение к схеме.» Новый год. Обогащаем словарный запас. Звуковой состав слова. Семья. Дом. Методика «Рисунок человека как проективный диагностический метод». Игрушки. Размышление о близком предмете на уровне простейшего житейского понятия. Игра «Кто хозяин?» Сказки. Игра – путешествие в сказочный мир. Закрепление приобретённых понятий. Играем в слова. Кухня Название предметов, классификация, что из чего сделано, виды чая и т.д. Играем в слова. Комната. Название предметов, классификация, что из чего сделано, виды мебели и её дата 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20-24 назначение и т.д. Играем в слова. Ванная Название предметов, комната. классификация, что из чего сделано, виды полотенец и т.д. Играем в слова. Улица. Поговорим о погоде сегодня и какая бывает ещё, названия деревьев и виды, форма листьев , названия птиц, виды магазинов , транспорта и т. д. В гости к профессиям. Виды профессий. Игра «Кто чем занят?» Учимся отгадывать загадки. Пополняем свой словарный запас. Выявление существенных признаков. Составление своих загадок. Описательные рассказы. Учимся связной речи. «Я Игра «Что я вижу» вижу горку. Она сделана из металла. На ней катаются и т. д.» Рассказы по картине. Учимся связной речи. Весна. Рассказываем о весенних происшествиях. Игра «Угадай – ка «Когда это бывает?» Школа. Составление рассказов о школе. Закрепление правил настоящего школьника. Закрепление положительно Подведение итогов. окрашенного Игры на развитие речи. эмоционального отношения к Итоговая диагностика. интеллектуальной деятельности. Календарно-тематическое планирование занятий «Развитие мелкой моторики» на 2019/ 2020 учебный год №п\п Тема занятия: Волшебная верёвочка. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Содержание занятия: Выкладываем с помощью верёвочки или шнурка заданные фигурки. Счётные палочки. Выкладываем фигуры из счётных палочек. Узоры на крупе. Рисуем пальчиками узоры на крупе. Узоры из фасоли. Выкладываем узоры из фасоли и гороха. Весёлые лабиринты. Пальчиковые упражнения. Рисуем дорожки. Карандашом рисуем линии дорожки. Штриховка «Дом» Штрихуем линии сверху вниз и справа – налево. Узоры по точкам. Рисуем непрерывные линии. Дорожки зверей. Рисуем непрерывные фигурные линии. Рисуем овощи. Штриховка. Обведение ровного контура и штрихование в разных направлениях Игры с бумагой. Животные. Изготовление игрушек из Штриховка. бумаги. Украшение при помощи штриховки. Рыбки из пластилина. Изготовление рыбок из пластилина. Нанесение узоров при помощи палочки – карандаша. Транспорт. Штриховка по Пальчиковая гимнастика. точкам. Рисование ровных линий по заданным точкам. Продолжи рисунок. Рисование предметов по заданному образцу. Продолжи узор. Рисование узоров (элементов букв) в стиле « дата 16. 17. 18. 19. 20-24 Продолжи узор» Рисование по клеточкам. Соединение точек по образцу на листе в клетку. Графический диктант на Рисуем непрерывные линии клетчатой бумаге. по инструкции педагога. Игра «Не ошибись» Рисуем по клеточкам. Соедини точки правильно – получишь рисунок. . Школьные Украшаем школьные принадлежности. принадлежности. Игра Штриховка. «Найди лишний предмет» Итоговые занятия. Диагностика. Используемая литература: 1. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Томск: Пеленг, 1992 Введение в школьную жизнь. 2. Александрова Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие – М.: Издательский центр» Академия», 2002 3. Ковалева Е. А. Методика изучения адаптации первоклассников. Начальная школа № 7, 1996 4. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. Народный университет. Педагогический факультет №5, М. Знание, 1985 5. Потапова Е. Н. 6. Радость познания, М., Просвещение, 1997г. Полушкина В. В., О. Наумова. 60 уроков для подготовки руки к письму. М.: Астрель, СПб: Астрель, 2009г. 7. Калугин М. А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 2000г. 8. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, «Академия развития», 2000 г.